20 сентября 2024 года при участии губернатора Пермского края Махонина Дмитрия Николаевича прошла стратегическая сессия «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи», где, кроме прочего, рассматривались вопросы сохранения и привлечения молодежи в Пермском крае. По результатам мероприятия обсудил с одним из экспертов в области государственной молодежной политики Сапегиным Дмитриев Евгеньевичем и хотел бы отметить несколько важных моментов.
Молодежь – стратегическая составляющая человеческого ресурса.
Если есть качественная государственная молодежная политика (далее – ГМП), есть и качественный человеческий ресурс в среднесрочном Будущем.
Нет качественной ГМП – нет такого ресурса.
Дефициты человеческого ресурса сегодня говорят о качестве ГМП «вчера».
Одно из правил управления говорит о том, что если хочешь получить не то, что получал до этого, надо делать не то, что до этого делал. Конструктивная программа работы с государственной молодёжной политикой должна состоять из двух частей: первая часть основная – это часть, которая направлена на среднесрочное Будущее. Вторая часть – вспомогательная. Эта часть, которая направлена на изменение текущей ситуации.
Недооценка части, направленной на среднесрочное Будущее, приводит к запутанным и трудно поправимым последствиям, часть из которых видна сейчас: рекомендации экспертов, которые были сделаны в двухтысячные годы, не были учтены и сегодня работа с государственной молодёжной политикой во многом связана с низкой активностью молодежи, непониманием ей собственного будущего.
В те годы нужно было верить экспертам на слово. Но теперь это уже не нужно – у всех на виду результаты, к которым приводят акценты только на текущей ситуации и игнорирование мер, результаты которых не видны сразу.
Общий замысел любых программ, связанных с государственной молодёжной политикой, должен опираться на создание приемлемой для государства и общества картины Будущего в головах молодежи. И обеспечение действий взрослеющей молодёжи в соответствии с этой картиной.
Движущей силой должны быть не только административные решения (их можно изменить), а понимание того, что качество и осмысленность ГМП является не следствием происходящего в обществе, а причиной.
Исходя из сказанного, работу по разработке ГМП и запуске управления стратегической составляющей человеческого ресурса возможно построить следующим образом (некоторые пункты уже есть, делаются или происходят).
1. Определить контуры желаемого и возможного Будущего как области, в которую необходимо привести жизненные сценарии молодёжи региона.
Формы: экспертные сессии и игры.
Результат: обоснованные футурологические гипотезы и рекомендации по широкому списку отраслей и территорий.
2. Определить ожидания и намерения молодёжи сегодня относительно Будущего (есть ли, и какие конкретно).
Формы: социсследования, фокус-группы и аналитические работы по сопоставлению результатов.
Результат: обоснованные прогнозы по широкому списку отраслей и территорий, пригодные для сопоставления с результатами футурологических исследований (п.1)
3. Определить потребности региона в Будущем.
Сведение долгосрочных планов базовых отраслей для достижения Целей, в том числе и социально-экономических. "Диверсионный анализ" возникающих дефицитов, проблем и непониманий (формирование перечня критических угроз для реализации целей).
Формы: аналитическая работа по доступным данным и результатам специальных круглых столов.
Результат: определение безусловных потребностей региона в Будущем (необходимых в любых вариантах развития событий). Формирование самых острых вопросов в развитии региона, требующих конкретного ответа.
4. Необходимо инвентаризировать сегодняшние ресурсы в сфере ГМП. Формирование перечня ресурсов:
- инфраструктурных, включая управление и системы принятия решений
- кадровых,
- финансовых,
- методических и проектных,
- информационных,
- концептуальных.
По территориях и базовым отраслям.
Формы: проведение пакета экспертных сессий и обобщение данных в форме НИР с перечнем практических рекомендаций.
Результат: получение возможности маневра ресурсами при их ограниченности для достижения Целей.
5. Провести сведение п.1 - 4 и определить перечень дефицитов, проблем и непониманий.
Формы: аналитическая работа, экспертная сессия с элементами организационно-деятельностных игр (для формирования команды реализаторов Программы).
Результат: Определение перечня задач требующих безусловного решения ( ценой использования всех ресурсов п. 4) и группы, которая берет на себя ответственность за реализацию этих задач.
6. Сформировать систему мероприятий, предполагающую:
- постепенно (к конкретным срокам) ликвидацию выявленных дефицитов,
- формированию пакета задач по решению проблем (увязка в общую дорожную карту),
- текущего мониторинга происходящего в рамках ГМП для понимания сути происходящих процессов, их динамики и траекторий,
- создание проектной структуры с полномочиями принятия решений по межведомственному и межотраслевому взаимодействию (для коррекции целей и способов реализации ГМП).
Формы: структурные изменения (наделение полномочиями), рабочие группы, общие совещания, административные решения (в том числе и старте сформированной Программы).
Результат: написанная Программа, согласованная с вехнеуровневыми проектами страны, с реализаторами (они же – разработчики), принято решение о её запуске.
Пункты 1 – 6 выполняются последовательно и каждый из 6 указанных пунктов должен иметь раздел "Будущее" и раздел "Текущая ситуация".
В завершении, почему я считаю это направление, наверное, самым стратегически важным для страны сегодня?
Если посмотреть на перечень сфер интересов государства (он выражен в списке правительственных министерств) и оценить влияние политики отдельно взятого министерства на Будущее Страны и региона, то станет понятно, что базовые направления деятельности решают очень значимые, но локальные задачи.
Целое поколение молодежи Будущего может быть образовано, здорово и обустроено в жизни, но не принимать ценности страны, которая дала им возможность это сделать.
В современном мире ни одна из продуманных государственных политик не приводит к настолько масштабным, устойчивым и значимым (в том числе и геополитическим) изменениям, как государственная молодежная политика.
Общий критерий качества ГМП прост. Это ответ на два вопроса: для какого государства реализуется молодежная политика и почему. Если нет четких ответов, то есть необходимость улучшения работы в этом направлении.