Врач скорой помощи Ксения Пищальникова вошла в число лучших сотрудников станции по итогам прошлого года. Из интервью с героиней мы узнали, почему медработнику важно уметь устанавливать доверительные отношения с людьми, за что она любит пожилых пациентов и с какими проблемами люди чаще обращаются в скорую помощь
Ксения, когда вы пришли в скорую помощь?
Я начала работать еще в студенчестве, когда училась на третьем курсе медуниверситета, но к тому времени уже успела получить фельдшерское образование. Меня взяли на специализированную бригаду фельдшером. Устроилась сразу на подстанцию в микрорайоне Вышка-2. Нынче летом нашей подстанции исполнится 15 лет. Столько же времени работаю здесь я. Поначалу, конечно, было очень страшно оказаться рядом с настоящими профессионалами, но меня быстро всему научили.
Волнительно было ехать на первый вызов?
Волнительно это мало сказано. Помню, что нас вызвали на ДТП на Восточном обходе. Доктор заметил мою тревогу и успокоил меня. Его спокойствие передалось мне. В дальнейшем я уже не боялась подойти к старшим коллегам, задать вопрос. Они всегда шли навстречу, наставляли. Даже помогали к экзамену по реаниматологии готовиться.
Какой важный опыт передали вам коллеги, когда вы только начинали?
Главное не поддаваться панике, чтобы она не перешла пациенту и его родственникам. Будь всегда уверенным в себе, а если испытываешь волнение, не позволяй эмоции вырваться наружу. Когда люди видят, что врач уверен, то им становится спокойно.
Научили меня верить в свои силы. Научили не бояться обращаться за помощью к старшим, более опытным. Быть открытым по отношению к коллегам. Когда живёшь по этим принципам, то чувствуешь уважение и от коллектива, и от пациентов.
Почему вы вообще решили пойти в медицину? У вас в семье были медработники?
У меня и мама, и родная тётя фельдшеры. Глядя на них, захотела стать медиком, но для поступления в университет не хватило одного балла. Было очень обидно, я решила не терять времени, и поступила в медицинский колледж. Мама отговаривать не стала. Как она тогда сказала: На кусок хлеба с фельдшерским дипломом ты заработаешь.
Тем не менее, я не отказалась от цели поступить в вуз в будущем. Конечно, потом было тяжелее сдавать экзамены, не сразу после школы. Приходилось ходить на вечерние курсы. Параллельно я работала в реанимации краевой детской больницы с недоношенными детьми, от рождения и до 28 недель. Потом подрабатывала в реанимации наркологии и в детской гематологии, где лечатся дети с онкологией.
Было тяжело морально?
Да, потому что заболевание непредсказуемо: вроде бы, всё в порядке, ты отработала смену, сдала. На следующий вечер приходишь уже нет ребёнка. До сих пор помню, как мне пришлось идти в реанимацию, где только что умер пациент. Помню свои чувства. У меня даже в глазах помутилось, когда я увидела этого малыша, представила, что мне сейчас его надо отнести. Мне тогда было 18 лет.
Я все же поступила в вуз, училась. После третьего курса родила сына. Когда была ординатором, родила второго. Учёба, работа, семья параллельно и тут, и там.
Есть ли сегодня профессиональные трудности?
Пожалуй, самое сложное для меня до сих пор объявить родственникам пациента, что их родной человек умер. У них всегда такая надежда в глазах! Доктор, может, это ошибка? А ты должен им ответить, что нет, не ошиблись. И не знаешь, что сказать, когда уходишь. Уходим тихо, по-английски, когда всё объясним. Если человек долго болеет, его родные хотя бы морально готовы. А если молодой, внезапно особенно нелегко.
А что привлекает в работе? Что по душе?
Выброс адреналина! Честно, даже когда в отпуск ухожу, я понимаю, что мне нужен этот адреналин куда-то помчаться с сиреной, кого-то спасти. Меня не пугает ни ДТП, ни пожар.
С какими проблемами люди чаще вызывают скорую помощь?
Если не считать сезонных эпидемий гриппа и ОРВИ, то, наверное, в основном с гипертонической болезнью. Иногда люди не могут справиться с гипертоническим кризом, некоторые не умеют. Стараюсь им объяснить, как помочь самому себе.
У них, как правило, есть рекомендации от терапевта или выписка из стационара, где подробно расписано, какую таблетку и когда следует принять, но многие не соблюдают назначенное лечение. А мы не думали, что это надо. Но если появились нарушения зрения, рвота, выраженная головная боль, головокружение, то необходимо сразу звонить в скорую помощь, чтобы дело не дошло до сосудистой катастрофы.
Что бы вы могли посоветовать пациентам?
Прежде всего, следить за своим здоровьем. Если есть жалобы, не думать, что они сами собой пройдут. Как-то приезжаем на боли в животе. Во время пальпации обнаруживаю объёмные образования. Выясняется, что уже целый год человек недомогает, сильно похудел, но постеснялся пойти к врачу со своей проблемой, некогда было. Такая досада взяла, что он упустил время, когда с болезнью было легко справиться.
Я не говорю, что с каждой болячкой надо звонить в скорую помощь, но неспроста же проводят медосмотры, диспансеризацию. Дойдите до поликлиники, проверьтесь. А если сильно болит, не бойтесь позвонить в скорую помощь, не откладывайте. Я понимаю, что людям без медицинского образования иногда сложно понять, насколько опасно их состояние, требуется ли скорая медицинская помощь, но всегда можно позвонить, проконсультироваться.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший медработник?
Я считаю, он должен любить людей. Понимать, почему они к тебе обратились, что их беспокоит. Уметь выяснить причину. Важно быть спокойным. Уметь общаться с пациентом, устанавливать с ним вербальный контакт. Не зря говорят, что хорошо собранный анамнез это уже на девяносто процентов правильный диагноз.
Надо принимать во внимание каждую мелочь, но для этого необходимо не только обладать знаниями, но и уметь расположить к себе человека. Иногда со стороны смотришь врач замечательный, светлая голова, золотые руки, а пациент не доверяет.
Врач ещё и хорошим психологом должен быть?
Обязательно! Здесь без психологии никуда. Когда установлены доверительные отношения, пациенту проще донести нужную информацию. Он уже не стесняется, не боится сказать, спросить. С опытом учишься находить подход, но самое главное любить свою работу, людей, пациентов. Надо относиться к ним, наверное, как к самому себе.
У нас все пациенты уникальные, у каждого своя история. Я особенно люблю пожилых. Мне с ними интересно общаться. Недавно вызывают нас в микрорайон Висим к женщине. Когда я узнала, что ей сто три года, с трудом поверила. К тому же у бабушки совершенно ясный ум. Конечно, есть проблемы со здоровьем, слабое зрение, катаракта, но в здравом уме. И вдруг она меня взяла за руку (я даже растерялась), подержала и говорит: Вы очень добрая. Спрашиваю: Почему вы так решили? А она отвечает: Я уже научилась отличать. И захотелось её обнять и общаться с ней бесконечно. Это же надо, человек второй век живёт!
И таких долгожителей немало, кто сохраняет ясность ума. Вспомнился ещё случай. Мы приехали к пожилому мужчине, а у него дома книжка Тургенева на французском языке. Я подумала, может, кто-то из родственников знает французский, а оказывается он сам читает. И подпись, помню, у него была каллиграфическая. Многие, кто получал образование в СССР, до сих пор пишут очень аккуратно. Мне всегда интересно, кем работали эти люди. Когда видишь, что буква к букве, значит, скорее всего, это учителя, преподаватели, либо человек работал на заводе в администрации, инженером.
Добавить комментарий