Сергей Семин, военный обозреватель
«Лихие девяностые» оставили свой шрам на теле российских ВВС. Поставки самолетов и вертолетов резко сократились и практически сошли на нет. Правда, единичные закупки летательных аппаратов все-таки осуществлялись.
При этом наличная техника, особенно вертолеты, интенсивно использовалась, в том числе в период вооруженных конфликтов в Чечне. Модернизация авиационного парка не производилась. Ограниченным был даже обычный плановый ремонт. Средний возраст авиационной техники составлял не менее 20-25 лет, и она стремительно устаревала физически и морально.
Модернизация ВВС и закупки новой авиационной техники стали главным приоритетом Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020). Общая стоимость этой программы - около 19 триллионов рублей, из них для нужд ВВС предусмотрено четыре триллиона. Итогом выполнения ГПВ должна стать закупка для всех видов Вооруженных Сил России более 600 самолетов и 1100 вертолетов. Предусмотрено также ограниченное финансирование НИОКР в рамках программы создания нового стратегического бомбардировщика (ПАК ДА - перспективный авиационный комплекс дальней авиации), которая будет иметь результат уже за пределами 2020 года.
Основной закупаемой платформой станет Су-57. Его заводской индекс Т-50, по кодификации НАТО - Felon (преступник).
Напомним, что многофункциональный истребитель Су-57 разрабатывается ОКБ им. П.О.Сухого как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАКФА) пятого поколения. Самолет предназначен для замены в российских ВВС тяжелого истребителя Су-27. 29 мая 2019 года запущено серийное производство истребителя. Планируется контракт на поставку 76 самолетов, которыми полностью укомплектуют 3 авиаполка.
О характеристиках Су-57 можно судить весьма условно, т.к. нет точных данных о моделях с обновленными двигателями второго этапа. Известно, что самолет имеет длину 19,4 м и размах крыла 14 м. Потолок - 20 км. Масса незагруженного самолета оценивается в 18,5 т, а максимальная взлетная масса - 35,5 т. С 63% топлива (обычная загрузка) самолет способен пролететь 2700 км на крейсерской скорости и 1200 км на сверхзвуковой бесфорсажной. Максимальная скорость Су-57 достигает 2,45 Маха (один Мах – это около 1200 км/час).
Наряду с активными закупками новой техники, ВВС не отказываются и от модернизации существующего парка самолетов. Ей подвергнутся фактически все стоящие на вооружении типы боевых и транспортных машин. Модернизацию проходят 14-16 стратегических бомбардировщиков Ту-160 (темпом по два самолета в год).
Напомним, что Ту-160 – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла – самый большой в мире боевой самолет. Он может летать со скоростью, в два раза превышающей звуковую, и нести до 45 тонн бомб и ракет. В ВКС самолет получил прозвище "Белый Лебедь". Версия М2 получит обновленную авионику, улучшенные двигатели, инерциальную навигацию, современную систему управления оружием. Благодаря новому двигателю практический потолок Ту-160М2 составит 18 километров. Ракетоносец может быть вооружен различными крылатыми ракетами типа Х-55, Х-55СМ, Х-101, Х-102 и ядерными ракетами малой дальности Х-15.
Модернизации подвергнуться также до 30 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3, фронтовые бомбардировщики и разведывательные самолеты Су-24М и Су-24МР (до 100 единиц), а также около десятка самолетов-разведчиков МиГ-25РБ. Планируется модернизировать самолеты-перехватчики МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ (их общее число достигнет 120 единиц) и штурмовики Су-25 в вариант Су-25СМ (до 120 единиц).
Известно по программе модернизации парка самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50. Число усовершенствованных машин достигнет 12 единиц. Первый А-50У уже принят ВВС.
Планируется усовершенствовать и военно-транспортный парк: 20 машин Ан-124 и 41 самолет Ил-76 (в вариант Ил-76МДМ).
Состав ВВС России по оптимистичному сценарию будет насчитывать к концу 2020 года около одной тысячи боевых самолетов. При этом наряду с закупками пилотируемых летательных аппаратов, очевидно, будут приобретаться и «беспилотники» (БЛА).
Как видно из приведенных выше планов, российские ВВС в 2020 году станут сильно отличаться от «дореформенных» ВВС-2012. Существенно увеличится доля новой техники, а модернизация позволит значительно увеличить тактико-летные и боевые характеристики нашей авиации.
Добавить комментарий