Пермское время
02:15
Суббота, 24 Февраля
Курсы валют
сегоднязавтра
99.90 100.44
92.44 92.75

Эксклюзивное интервью: помощник министра здравоохранения России – об оказании медпомощи в Пермском крае

08:1626.10.2020 2143 18+

Специалисты Министерства здравоохранения РФ оценили организацию медицинской помощи пациентам с коронавирусом и иными заболеваниями в Пермском крае. За три дня команда федерального министерства ознакомилась с работой врачей и медорганизаций, в которых оказывается помощь пациентам с коронавирусом, в Перми, Краснокамске и Березниках. О предварительных результатах в интервью permkrai.ru рассказала помощник министра здравоохранения России Оксана Гусева.

 

Permkrai.ru: Это не первый ваш визит в регионы. Чем вызвана поездка в Пермский край? Каковы первые результаты?

Оксана Гусева: В рамках работы оперативного штаба Минздрава России мы оказываем организационно-методическую помощь регионам, в которых складывается напряженная ситуация с оказанием медицинской помощи как пациентам с коронавирусом, так и с другими патологиями. Так что наш приезд в Пермский край представляет собой, скорее, штатную поездку. Мы посетили медицинские организации Перми и Краснокамска. Отдельно был выезд в Березниковский округ. Мы ознакомились с работой не только поликлиник, станций скорой медицинской помощи, но и инфекционных госпиталей. Посетили «красные зоны» и проанализировали вместе с коллегами организацию в них медицинской помощи пациентам. Таким образом, было получено понимание работы не только медицинской системы Пермской агломерации, но и удаленных от нее территорий на примере Березников и прилежащих к нему населенных пунктов. Посетить каждый город такого большого субъекта, как Пермский край, к сожалению, не представляется возможным в рамках одной командировки. Мы понимаем, что всегда существуют какие-то индивидуальные особенности в каждом отдельном населенном пункте. Однако с точки зрения планирования мер по оказанию медицинской помощи достаточно ограниченной выборки, тогда как те самые индивидуальные особенности будут учитываться уже краевой администрацией, поскольку с ней отработаны организационные инструменты.

Впечатления, прежде всего, от людей, от них зависит всё. Коллектив в Перми, Краснокамске (здесь работает перепрофилированное родильное отделение для пациенток с COVID-19 и подозрением на него) и Березниках молодой, открытый, творческий.

Конечно, есть и недочеты. В каждой медорганизации они свои, и над ними нужно работать. Но в целом можно заключить, что система оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией выстроена вдумчиво. Кроме того, учтена необходимость сохранения доступности медпомощи и пациентам, нуждающимся в экстренном лечении, например, с инфарктом миокарда или инсультами. В крае мы не увидели таких частых организационных ошибок, когда за счет перепрофилирования медицинских организаций снижается доступность помощи по другим заболеваниям.

Permkrai.ru: В начале октября в Прикамье случился пик обращений людей в «скорую», часто с обычными симптомами ОРВИ. Это создало серьезные трудности как для системы экстренной помощи, так и для самих прикамцев. Были подобные случаи в других регионах?

Оксана Гусева: Повышенный запрос на предоставление конкретных видов медицинской помощи связан не только с ее организацией. Отдельным фактором выступает недостаточная информированность граждан о том, что и как делать, куда и по какому телефону звонить. Хотя в весенне-летний период население было об этом проинформировано. Но со спадом заболеваемости летом все немного расслабились, потеряли бдительность, стали пренебрегать противоэпидемическими мерами. А осенью закономерный подъем заболеваемости коронавирусом наложился на традиционный рост сезонных ОРВИ. В результате мы получили естественный шквал обращений и в «скорую», и в поликлиническую неотложку. Последняя не работает в круглосуточном режиме, следовательно, основной удар сейчас держат выездные бригады скорой медицинской помощи.

И Пермский край в этом не уникален. Нагрузка на скорую помощь сейчас по всей стране колоссальная. Что меня поразило в крае, так это то, что «скорая» в течение прошедших двух недель выполняла еще и разъяснительную функцию. Ее сотрудники рассказывали, как получить больничный, кто такой контактный пациент и прочее. Кроме того, пермяки в большом количестве случаев за информацией обращаются по телефону в свои районные поликлиники, которые не успевают отрабатывать весь этот поток. В весенне-летний период в регионе единая «горячая линия» справлялась. Сейчас она будет дополнительно усилена. Скоординированная работа связистов – это ключ к оперативной отработке входящих запросов. И здесь уже помощь нужна медикам!

Недостаточная информированность подогревает ажитированный спрос у населения на лекарственные препараты. Я зашла в аптеки, послушала, посмотрела, что и как покупают, пообщалась с провизорами. Недоверие к врачам приводит к парадоксальной ситуации: люди верят и чаще лечатся по рецептам сарафанного радио. Это недопустимо и просто опасно. Уверена, что в решении этой проблемы могут и должны помочь СМИ.

Permkrai.ru: Изменилась ли как-то организация работы системы здравоохранения с весны?

Оксана Гусева: Мы находимся в тесном профессиональном контакте с коллегами из регионального минздрава. Все процессы организации медпомощи по коронавирусу выстраивались по одним и тем же алгоритмам во всех субъектах. Да, у Пермского края есть свои особенности в связи с географической протяженностью региона, с расположением медорганизаций. Но и тут применимы стандартные процедуры, которые прописаны и в федеральных приказах, и во «Временных методических рекомендациях по профилактике, диагностике, лечению новой коронавирусной инфекции». Применимы и выполняются. Поэтому с чем-то неожиданным мы не столкнулись.

Хочу отметить налаженное взаимодействие региональной системы здравоохранения с Пермским медицинским университетом им. академика Е.А. Вагнера. В оказании помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями и инфекционной патологией задействовано много учащихся вуза. Уже работают 350 ординаторов, скоро ряды врачей пополнятся еще сотней молодых специалистов. Привлекаются волонтеры-медики. Они помогают в поликлиниках, на горячих линиях. Вчера проговорили этот вопрос с ректором медуниверситета Ириной Корюкиной. Она заверила, что в ближайшее время еще 150 волонтеров-медиков смогут выйти на помощь.

По итогам визита мы провели встречу с сотрудниками министерства и главными внештатными специалистами по основным направлениям: кардиология, терапия, инфекционные болезни, неврология. Подробно разобрали механизмы совершенствования оказания медицинской помощи жителям с хроническими заболеваниями в период пандемии. Наша команда сформулировала дополнительные предложения пермским коллегам. Например, обеспечить с помощью информационных систем автоматический контроль постановки пациентов на диспансерное наблюдение с хроническими неинфекционными заболеваниями, внедрить на амбулаторном этапе профилактическую терапию тромбообразования у пациентов, перенесших COVID-19. Организовать смс-информирование с указанием телефонов горячих линий.

Кроме того, отдельно обсудили вопрос и поручили коллегам проводить обязательное диспансерное наблюдение пациентов, перенесших COVID-19. В плане диспансерного наблюдения и современного лекарственного обеспечения дополнительное внимание уделить пациентам, перенесшим инфаркты и инсульты, пациентам с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и злокачественными новообразованиями. Это позволит обеспечить полноту проводимых профилактических мероприятий и предотвратить преждевременные смерти.

Permkrai.ru: Чего бы пожелали коллегам по цеху и пермякам?

Оксана Гусева: Я бы пожелала здоровья – это самое главное. Второе – не заниматься самолечением, а выполнять рекомендации врачей. Еще раз повторюсь, система здравоохранения сейчас испытывает серьезную нагрузку. В наших с вами силах, за счет элементарных правил безопасности, сохранить свое здоровье и помочь медицинским работникам в их нелегкой работе.

 

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.